"Иеремия Джонсон" - вестерн без салунов
Тематика фронтира всегда обладала манящей привлекательностью и ей сопутствует понятный романтический ореол. В литературе Фенимор Купер, Джек Лондон, Даниель Дефо и другие авторы неоднократно затрагивали тему выживания человека в природе, приспособления к жизни, смекалки человека. Так как такая тема обширная, в дальнейшем она разделилась по категориям: больше приключений и противостояний, или вполне бытовые сюжеты. Кино, как в первую очередь визуальный вид творчества, особенно поспособствовало формированию вестерна, в столь всем привычном теперь виде: со стрельбой ганфайтеров, лихими скачками ковбоев, ограблениями банков и поездов, охотниками за головами и тому подобным. Нельзя сказать, что этого не было в истории освоения американских территорий, но очевидно имело место приукрашивание и насыщение динамичными событиями ради большей художественной выразительности этих фильмов. Киношный Дикий запад стал в каком-то степени фантастическим.
И потому мне показался столь ценным данный фильм.
"Иеремия Джонсон" 1972 года.
Его тоже можно по праву назвать вестерном, только его отличает большая правдоподобность истории. Фильму сопутствуют подобные настроения, что и при чтении вышеназванных писателей: суровость выживания на фронтире и тут же рядом, благодаря качественной съёмке, величественная красота природы. Вроде бы и одиночество человека, выбравшего такую себе жизнь, и в то же время впечатление, что он на своём месте и уже не выглядит покинутым и забытым среди этих лесов и гор.
Роберт Редфорд яркий актёр, снимавшийся и в типичном вестерне "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид", известен также ролью в "Афере". Тут он очень органично смотрится в роли охотника-одиночки Дикого Запада. На дворе ещё 18 век, так что индейские племена пока тоже сильны и представляют потенциальную угрозу. Авторы — подобно Куперу с его гуронами — сделали агрессивными только одно племя кроу (вороны). А в общем Иеремеи удаётся хорошо уживаться со всеми.
Фильм богат разнообразием натурных съёмок: начинается всё с небольшого городка поселенцев, затем вместо пыльных прерий — снежные склоны гор и уже бородатый Джонсон, перебивающийся кое-какой снедью. Хоть и прошло много времени, но видно, что он ещё недостаточно опытный. Похоже, будто ему больше везёт, нежели он справляется за счёт каких-то навыков.
И такой же удачей для него станет встреча со старым охотником Медвежьим Когтем (Уилл Гир). Очень колоритный персонаж: удивительно бойкий для своих лет (хотя почему же удивительно? уж коль скоро он только и живёт постоянным движением и охотой, то точно форму поддерживает что надо!), и на счастье Иеремеи доброжелательный, возьмётся обучить юношу премудростям выживания.
Дальнейший путь Иеремеи с одной стороны не спешен, но событиями тоже не беден. Думаю стоит предупредить на всякий случай, что фильм пусть и красив и с созерцательным настроением, но также и суров кое-чем. Но в итоге неприятного осадка не остаётся, наверное этому ещё и удачное музыкальное сопровождение способствует, которое очень в тон происходящему аккомпанирует, вплоть до финального аккорда.
В старых фильмах даже антракты были с возможностью просто послушать тему фильма. Нынче кинопоходы сродни стремительной поездке по американским горкам - тут уж не до пауз! Хорошо, что режиссёр Сидни Поллак утверждал: "Мой зритель должен думать".
|
Есть ли в этом фильме ещё какая-то глубина или широта мысли?.. Так как дальше весь его пересказывать означало бы портить собственный опыт просмотра, поразмышляю на отвлеченные темы.
Иеремия живёт, как ему подсказало сердце, и ему хорошо. Тем не менее группа американских солдат посчитает его за чудака. В то же время то, что он пошел с ними в качестве проводника свидетельствует: Джонсон не перестал быть человеком и его образ жизни - не попытка порвать с человечеством. Скорее, это поиск другого способа жить, нежели пребывания в городах и цивилизации. Внешность актёра пошла фильму даже на пользу: казалось бы перед нами человек-простак, необразованный дикарь, но какова осанка, каков профиль — настоящий аристократ среди лесов!..
Созерцание природы здесь вообще даёт хорошенький повод подумать: что дальше делать с нашей планетой?.. Вот уж и индейцев считай нету (не принимая в расчёт возможных отдельных потомков и метисов), цена покорения новых земель человеком довольно высока и кто знает, что принесёт в будущем и самому человеку. Кто-то почувствовал это ещё тогда, в 18 веке, и решил уйти от цивилизации жить в девственных лесах американского континента. Не случайно же и мы, геймеры, так любим приключения в виртуальных мирах?.. Нам разве что не хватает только своих врагов, если не считать таковыми баги или необходимость настройки мощного ПК.
Мир с удовольствием погрузился в творческий бесконечный процесс выживания Minecraft, и теперь Steam наполнен играми такого вот нового жанра survival. А этот фильм всё же здорово напоминает не забывать и о природе за окном.